The Elder Scrolls Online: несмотря, вопреки, потому что
- TES Online
- Новости
- The Elder Scrolls Online: несмотря, вопреки, потому что
Новости от разработчиков поступают раз в две недели (видеовопросы – не в счет). Чтобы скоротать время в ожидании информации из первых рук, предлагаем обсудить некоторые соображения, высказанные создателем сайта Tamriel Foundry под впечатлением публикаций в The Elder Scrolls Off the Records.
Тема не нова: речь идет о попытках TESO увлечь и поклонников мира Свитков, и заядлых ММО-шников. Какие ошибки делают разработчики – а в чем они выбрали правильный курс? Статья приводится в обработке и со значительными сокращениями, не влияющими на аргументацию и выводы автора.
ВНИМАНИЮ ПОКЛОННИКОВ TES
Немножко нытья, ребята
The Elder Scrolls Online во многом отличается от предыдущих игр серии – в частности, от Morrowind, Oblivion и Skyrim. И в плане исследований TESO им уступает, да и основной сюжет выглядит более линейным и не таким увлекательным. Разумеется, это не добавляет оптимизма давним поклонникам серии.
• The Elder Scrolls Online на самом деле не предоставляет в наше распоряжение «огромный мир, открытый для исследований», так как «идти куда вздумается» здесь не получится. Тамриэль разбит на зоны, что вполне оправдано и с точки зрения мегасервера, и из-за этой сложной системы фазирования, позволяющей оказаться рядом с теми, кто предпочитает такой же стиль игры, как и вы, – но всё же… Всё же – мы НЕ сможем пройти Тамриэль вдоль и поперек, когда захотим – так, как многие из нас представляли себе сразу после анонса игры. (Прим.ред.: на самом деле, вскоре после анонса нам сообщили, что мы сможем побывать только на территориях своего альянса – так что последовавшая информация о чужих территориях 50+ нас очень вдохновила и порадовала!) Мы не сможем взбираться на горы или часами брести в одном направлении, так как неизбежно натолкнемся на границу с другой зоной, в которую «Вход воспрещен!»
• Да и в рамках отведенной нам территории не получится путешествовать на свое усмотрение: так, члены Эбенгардского Пакта неизбежно начинают игру на скайримском островке Бликроке, а оттуда могут отправиться только в Морроувинд, а потом – именно на юг, к Чернотопью, и никак иначе!
То есть мы не сможем, к примеру, перенестись сразу в Винтерхолд: сперва придется поучаствовать в квестовой линии своего альянса, ведь поджидающие игрока мобы расставлены «по сложности» именно в таком порядке следования…
• Поскольку зоны рассчитаны не на одного «героя», а на множество игроков, враги тут будут посложнее, чем мы привыкли в одиночных играх серии – да и попадаться будут гораздо чаще. Поклонники серии привыкли к скучноватой боевке одиночных игр, где бесконечные, увлекательные, тщательные исследования сами по себе предоставляли отличную возможность и развлечься, и «прокачаться». Но The Elder Scrolls Online – это ММО, ребята, так что тут в центре внимания именно сражения: ММО должна увлекать и всё время требовать от игроков действия, экшена! (Впрочем, тут есть весомый плюс: в серии TES наконец-то появится нормальная боевка.)
Все перечисленное выше вполне понятно тем, кто играл в ММО, именно этого они и ждут. Но как быть тем фанатам серии, которые предпочитают одиночные игры? Zenimax Online должны заранее разъяснить этой категории игроков, чего им следует ожидать от TESO. Если люди будут надеяться, что попадут в Skyrim-онлайн, то их разочарование будет очень и очень велико.
Попробуйте PvP на вкус!
PvP – не просто «краеугольный камень» в TESO. Я бы сказал, что создание успешной PvP-системы изначально было главной задачей создателей игры. Не случайно проект возглавил Мэтт Фирор – ветеран видеоигровой индустрии, разработавший незабываемую и увлекательную систему трехсторонней борьбы за власть.
Именно эта система, детище Фирора, стала залогом успеха Dark Age of Camelot и сделала ее одной из лучших ММО. (Прим.ред.: подробнее об этой игре см. в публикациях Elder Scrolls Online и наследие DAoC; Elder Scrolls Online и наследие DAoC, ч.2.) Тем не менее, несмотря на все прелести PvP, среди поклонников серии немало таких, кого не прельщает возможность сражаться с другими игроками. Далеко не все предвкушают эти заманчивые вещи типа «Мы отбили у них крепость!» или «Наша гильдия круче!»
И всё же я считаю, что TESO даже таких игроков сможет увлечь PvP – но для этого, опять же, разработчики должны убедить их отправиться в Сиродиил. Некоторые не согласны с тем, что особые условия Сиродиила (возможность быстрее прокачаться и пр.) – это честный ход со стороны Zenimax Online, но лично я считаю, что всё верно: их задача – именно убедить игроков-одиночек попробовать PvP «на вкус».
ВНИМАНИЮ ММО-ВЕТЕРАНОВ
Простота – хуже воровства?
В недавней публикации The Elder Scrolls Off the Records говорится о том, что для заядлых любителей ММО, безусловно, важны такие вещи, как система оплаты, энд-гейм PvE, крафтинг и возможность общения в соцсетях, а не только PvP, как принято считать. А вот я хотел бы сказать совсем о другой важной вещи: о простоте и прозрачности системы характеристик.
Эйнштейн говорил: «Всё, что возможно, надо делать максимально простым… Но не проще, чем требуется».
The Elder Scrolls Online предлагает очень четкую систему характеристик персонажа: три основных атрибута (здоровье, мана и выносливость) плюс пара дополнительных – мощь (power) и броня.
Огромный плюс такой незамысловатой системы атрибутов заключается в том, что она полностью понятна каждому игроку и не создает никаких дополнительных барьеров и сложностей – таких, когда над прокачкой приходится поломать голову и она под силу только опытным ветеранам. С другой стороны, такая простота влечет определенную линейность: чтобы игроку было проще ориентироваться, ему подсовывают ограниченный выбор. Но как только этот выбор окажется успешным и самым верным, игра потеряет большую часть своего очарования. В тот момент, когда игрок осознает, что созданный им билд – самый эффективный, идеальный, окончательный, не потеряет ли он интереса к игре?
Судя по моему знакомству с TESO, всё "лишнее" здесь отодвинуто на задний план: учитываются только здоровье, выносливость, мана да еще мощь плюс броня. О простоте и незамысловатости системы можно было судить даже по характеристикам предметов, которые мне попадались (правда, я был на низких уровнях). Довольно просто понять, что шлем с характеристиками «Броня – 20, здоровье – 8» лучше шлема, у которого «Броня – 16, здоровье – 7», а вот сравнить его со шлемом, где «Броня – 16, здоровье – 5, выносливость – 4» было бы уже сложнее.
Я с сожалением вижу, что The Elder Scrolls Online стремится к той ясности, которая может обернуться излишней простотой… Очень надеюсь, что из-за широкого «ассортимента» способностей этого всё же не произойдет и разработчики не перегнут палку в этом отношении.
"Что в имени тебе моём?"
Многие из заядлых ММО-игроков, с которыми я общаюсь, говорят, что в игре их привлекает не только и не столько собственно геймплей, а возможность добиться результата, который заслужит уважения: им нравится быть известными на сервере, или входить в состав знаменитой гильдии, или, к примеру, владеть каким-то редким предметом, который мало кто может заполучить. Иными словами, для них важно чувство принадлежности к определенному сообществу и возможность быть признанным этим сообществом, оцененным по заслугам.
В этом плане The Elder Scrolls Online тоже вызывает опасения: удастся ли игре в условиях мегасервера предложить игрокам эту «узнаваемость» и популярность, к которой кое-кто из них так стремится?
Во время игровой сессии я нередко оказывался рядом с другими игроками, но почти никогда не замечал их ники (они видны, только если навести прицел). Кроме того, никак нельзя было понять, кто из них к какой гильдии относится… Разумеется, игра еще находится в активной разработке, так что всё может волшебным образом поменяться в лучшую сторону, но я опасаюсь, что на мегасервере не будет своих «героев», и мы останемся анонимами [для всех, кроме членов своей гильдии].
Очень рассчитываю на то, что разработчики найдут способ как-то прославить лучших крафтеров, PvP-шеров, самых удачливых охотников и самых результативных участников рейдов. Тот факт, что гильдии могут владеть крепостью и развивать ее – один из шагов в этом направлении. Тем не менее, в TESO есть не только Сиродиил, где успехи лучших игроков обозначены на досках лидеров. Мне бы хотелось встречать в игре не просто каких-то незнакомых игроков, а узнаваемых людей, принадлежащих к определенным гильдиям и известных своими славными делами.
No Limit!
Считаю очень важным, чтобы у любого персонажа всегда оставалась возможность дальнейшего развития. Пусть это будет что угодно – то ли охота за артефактами, то ли завоевание максимальной репутации в глазах какой-то группы NPC, то ли поиск и истребление редких монстров – должно быть занятие, в котором игрок может совершенствоваться и расти дальше. Всегда должен оставаться поворот, за который ты еще не заглянул, данжон, который ты еще не зачистил, враг, с которым ты пока не сразился: должно быть что-то впереди!
Думаю, что в этом отношении ZeniMax окажутся на высоте: и зоны 50+ и 50++, и ветеранские очки, и ранги в гильдиях – шаги в правильном направлении.
Вы не привыкли к такому PvP!
И снова о PvP. Разработчикам предстоит не только убедить завзятых "одиночников" хоть пару раз окунуться в битву против других игроков, чтобы распробовать ее на вкус – им предстоит и другая задача: объяснить ММО-игрокам, что PvP-сражения в The Elder Scrolls Online будут не такими, как те, к которым они привыкли. Сражения в Сиродииле очень отличаются от того, что происходит в WoW, в RIFT или, к примеру, в Guild Wars 2. Практически для всех – кроме тех ветеранов, которые играли в Dark Age of Camelot – Сиродиил станет совершенно новым PvP-опытом.
ZeniMax должны разъяснить игрокам всю эпичность происходящей в Сиродииле схватки и убедить их, что они, игроки, просто жаждут стать частью этих исторических событий. В игровом сообществе нередко говорят, что в отношении энд-гейма надо сконцентрироваться на PvE – тем не менее, лично я убежден, что это не должно происходить в ущерб увлекательности и драматизму PvP-кампаний.
Я ни капли не сомневаюсь: Zenimax Online имеют четкое представление о том, что они хотят получить в результате – но считаю просто необходимым, чтобы разработчики заранее тщательно и терпеливо разъясняли нюансы TESO разным категориям игроков, которые заинтересованы в их продукте и возлагают на него большие ожидания.
Разумеется, всем не угодишь, но ZeniMax достойны искреннего уважения за свои усилия объединить разные группы игрового сообщества. Как вы считаете: что еще должны сделать разработчики, чтобы оправдать ожидания и поклонников мира Свитков, и заядлых ММО-игроков, и фанатов PvP?