TESO и тенденции игровой индустрии

TESO и тенденции игровой индустрии

Уважаемые читатели, у нас есть масса причин не соглашаться с доводами, приведенными во вчерашней публикации Forbes, но задачи новостной ленты – не только оперативно предоставлять вам информацию о The Elder Scrolls Online, но и знакомить с разными мнениями о будущей игре (при условии, что они изложены аргументированно и профессионально). Обращаем ваше внимание на то, что автор с самого начала был настроен скептически по поводу TESO, и, как обычно, приглашаем вас сделать собственные выводы!

Для игроков 2014-й год наверняка станет интересным и насыщенным: ведь на подходе такие многообещающие игры, как Titanfall и Destiny, Watch Dogs и The Division – и многие, многие другие. Но меня не покидает тревога по поводу одной из будущих игр, которая вызывала большие сомнения с самого начала... Я говорю о The Elder Scrolls Online.

Недавно Superannuation, колумнист Kotaku, заявил в Твиттере, что бюджет TESO составил 200 млн долларов. Вскоре твит был удален; разумеется, ни издатель игры, ни ее разработчик не будут комментировать приведенные в нем цифры – в общем, мы вряд ли узнаем, соответствуют они действительности или взяты «с потолка». Но даже если предположить, что Superannuation завысил цифры вдвое [и Zenimax игра обошлась в 100 млн], то всё равно можно утверждать: TESO ждут непростые времена. И вот почему.


Tes Online и уроки SWTOR

В некотором царстве, в некотором государстве, давным-давно, в 2011 году, жила-была другая ММО. Она клялась, что сможет соперничать с самим World of Warcraft, и объявила подписку, поскольку понадеялась на огромную армию своих преданных фанатов. Эта игра – SWTOR, бюджет которой составлял 200 млн долларов; строилась она на основе одной из самых любимых фанатами выдуманных вселенных.

Но даже «Звездным войнам» оказалось не под силу убедить игроков ежемесячно выкладывать деньги за The Old Republic. Эта MMO не представляла собой ничего особенного, и вскоре, чтобы остановить отток игроков, ей пришлось сменить систему оплаты и перейти на F2P. (Прим.ред.: SWTOR сменила бизнес-модель через 11 месяцев после релиза.Подробнее см. в этой публикации.) Игра по-прежнему жива, но только стала не блокбастером, как рассчитывали ее создатели, а горьким уроком, демонстрирующим, насколько опасно переоценивать силу знаменитого бренда. Именно это сейчас происходит с The Elder Scrolls Online.

Хотя серия The Elder Scrolls, безусловно, одна из самых любимых игроками (да что там говорить: у каждого из нас есть чудные воспоминания, связанные со Skyrim, Oblivion, Morrowind и так далее!), но всё же миру Свитков по популярности далеко до Звездных войн, и ММО-версия этого мира вовсе не стоит того, чтобы тратить на нее 200 млн долларов!

Многие полагают, что кросс-платформенность TESO, в которую будут играть и на ПК, и на новых консолях, поможет ей выйти на тот уровень, на который не сумели подняться ни SWTOR, ни большинство других MMO. Да, это верно… Но только теоретически. Лично я наверняка попробую поиграть на Xbox One или на PS4 – несмотря на то, что всем прочим платформам традиционно предпочитаю ПК. Попробую – но и только. А потом между мною и The Elder Scrolls Online опустится «железный занавес» в виде 15 долларов в месяц. Так что: спасибо, я как-нибудь обойдусь.

Не только консольщики, но даже те ПК-игроки, которые не являются ярыми приверженцами WoW или EVE Online, просто не привыкли ежемесячно выкладывать деньги за игру. (Прим.ред. EVE Online также распространяется по подписке и при этом отлично себя чувствует.) Ну, а уж для консольщиков подписка – это вообще нонсенс! Пусть даже в дни релиза и в течение первого бесплатного месяца создатели игры достигнут того уровня продаж, который сопоставим с цифрами по Skyrim, но потом эти злополучные 15 долларов быстро сократят их «кросс-платформенную» игровую аудиторию, и в ее числе останутся только самые ярые поклонники мира Свитков.

Эта невесть откуда взявшаяся идея, что люди, любящие вселенную TES, заплатят сначала 60 долларов за игру, а потом еще каждый год будут выкладывать по 180$ – знаете, от нее веет если не высокомерием, то, во всяком случае, неверным коммерческим расчетом. Сейчас из моды вышла не только сама подписка, но и высокобюджетные игры (в особенности это касается ММО класса ААА). Я думал, что SWTOR преподнесет игровой индустрии хороший урок и заставит ее призадуматься о судьбе подобных проектов, но, похоже, создатели TESO не сделали никаких выводов на этот счет.


Кто является целевой аудиторией TESO?

Это главный вопрос, которым я задавался еще с момента анонса игры. Разве кто-то когда-то просил ММО по вселенной The Elder Scrolls? Как масса людей требовала «такого, как Star Wars Galaxie, но только лучше!» – такое помню. Как отдельные игроки заявляли, что интересно было бы поиграть в мультиплеерную версию KOTOR – это тоже было. А вот насчет The Elder Scrolls ничего подобного не припоминаю! Эта серия – чистейшей воды одиночный опыт героя, исследующего необъятные просторы, выполняющего задания и собственноручно спасающего мир.

Не думаю, что многие любители мира Свитков вдруг во время игры останавливались как вкопанные, потому что им в голову пришла мысль:

Вот бы было круто, если бы сейчас вокруг меня бегали еще 50 таких же игроков, как я, с никами над головами!

В общем: я считаю, что Bethesda и Zenimax просто-напросто вбухали кучу денег в создание игры для той целевой аудитории, которой не было – и, возможно, она так и не появится.

Но пока что эти разговоры – переливание из пустого в порожнее. Игра проходит бета-тесты, и уже немало людей знакомы с ней не понаслышке. [Что же они говорят о TESO?] Любая игра вызывает у людей массу самых разнообразных и противоположных эмоций, но если отвлечься от крайностей и попробовать вывести «среднее арифметическое» из того, что говорят на форумах, то получится, что в целом впечатления об игре самые обычные.

Да, она «ощущается по-элдерскролловски» – но кто сказал, что для ММО это плюс?

Бо́льшую часть игры можно проходить в одиночку, но из-за того, что это ММО, она визуально проигрывает своему синглплеерному предшественнику – Skyrim.

Сейчас многие пытаются сравнивать TESO и The Old Republic, но ведь эта игра – не мерило успеха. Не думаю, что The Elder Scrolls Online удастся привнести что-то принципиально новое в жанр ММО или в серию TES. А значит, игра не стоит того, чтобы ежемесячно выкладывать за нее 15 долларов. (По правде сказать, это относится к подавляющему большинству современных игр.)

Еще одна проблема заключается в том, что Bethesda давно славится забагованностью своих игр (заметьте: одиночных!). Так что теперь, когда речь идет об ММО, давние поклонники серии задаются вопросом: а запустится ли она вообще – или технические проблемы не дадут этому свершиться благополучно? В последнее время мы всё чаще видим, с какими проблемами сталкиваются ММО при запуске – так вот, TESO имеет все шансы стать чемпионом в этом отношении.

Прим.ред. О том, что «не Bethesda, а Zenimax Online» и что «для того и существуют бета-тесты...», мы даже напоминать не будем: вы и так это прекрасно знаете!

«Золотой век» прошёл

MMO – это жанр, который рано причислять к мертвецам, но игры, которые начинают с подписки, имеют мало шансов на успех. Bethesda и ZeniMax должны были отдавать себе в этом отчет. Надеяться на то, что игра выйдет – и «всех поррррвёт!», я думаю, не стоит: немало тех, кто познакомился с TESO поближе, но при этом не хвалится, будто испытал какие-то невероятные эмоции. Полагаю, что решение смешать жанры и добавить ММО в прославленную серию одиночных игр было не самым мудрым. А уж ждать, что люди будут выкладывать за это по 15 долларов в месяц – еще менее мудро.

Не знаю, верны ли слухи о бюджете в 200 млн долларов. Если нет и бюджет на самом деле куда меньше – это опасно. Если слухи верны, то это просто безумие!


Добавлено позже

Мне удалось связаться с ZeniMax и получить их комментарии по поводу слухов о 200-миллионном бюджете; разработчики указали мне на шутливую публикацию в Play for Real Gaming.

Прим.ред. Судя по этой публикации, Мэтт Фирор якобы сказал следующее: "Да если бы мы потратили на разработку 200 миллионов долларов, нас бы следовало уволить за некомпетентность! Все, кто имел возможность оценить The Elder Scrolls Online, знают: она не выглядит, как игра, на которую потрачено столько денег… Это – отличная и качественная игра, но качественная она, в первую очередь, благодаря вложенным в нее усилиям и времени. Если бы мы потратили на разработку 200 миллионов, то люди бы уже ломились в двери студии и требовали игру!" Предупреждаем читателей, что это не слова разработчика, а шутка игрового издания.

На самом деле, ZeniMax Online ответили так:

Не исключено, что в ближайшие дни мы сделаем заявление на этот счёт… Или не сделаем.

Что ж: по крайней мере, в чувстве юмора им не откажешь!

Хочу напомнить другое, а именно – слова Мэтта Фирора по поводу подписки:
Игроки серии Elder Scrolls привыкли идти туда, куда захотят, делать, что захотят и быть теми, кем захотят. Мы считаем, что ограничение контента с помощью вынужденной оплаты его частей полностью разрушит ощущение свободы, и только небольшая помесячная оплата гарантирует 100% попадание в образ Elder Scrolls и это значительно лучше, чем постоянно оплачивать доступ к чему-либо или какие-нибудь другие особенности на протяжении всей игры. The Elder Scrolls Online разработана и создана быть игрой премиального качества: тысячи часов геймплея, тонны особенностей, глубина проникновения в сюжет, профессиональная техподдержка и обязательство регулярного выпуска нового контента после выхода игры. Опыт такого рода лучше всего смотрится в компании ежемесячной подписки, в противовес мини-платежам, которые запросто могут превысить стоимость в 14,99$ в месяц.
Прим.ред. Автор цитирует отрывок из беседы Мэтта Фирора с корреспондентом GameStar – разговор был посвящен исключительно системе оплаты. С полным текстом интервью можно ознакомиться здесь.

Иными словами, разработчики уверяют: игра стоит ежемесячной абонентской платы уже потому, что это позволит игрокам регулярно получать добавку интересного свежего контента. Так это или нет – скоро узнаем!

По материалам Forbes, 02 Jan

  • Комментариев: 193
  • Участников: 67
  • Статистика

Обсуждение в комментариях