BioWare и ZeniMax – те же ошибки
- TES Online
- Новости
- BioWare и ZeniMax – те же ошибки
Однажды группа разработчиков знаменитой студии решила покорять просторы ММО-миров. Эта студия славилась своими великолепными одиночными играми – ну, и ребята решили, что многочисленные поклонники их тайтлов помогут завоевать новые рубежи.
Студия потратила кучу денег и усилий, придумывая то, что уже встречалось в десятках ММО-игр. Еще кучу денег и усилий они потратили, убеждая СМИ и игровую общественность, будто бы изобрели что-то новенькое и ухитрились влить в этот жанр свежую кровь…
И, к несчастью для поклонников серии The Elder Scrolls, – еще и ZeniMax.
Пока разъяренные поклонники Star Wars: The Old Republic готовят суд Линча и строчат гневные комментарии к этой публикации, давайте спокойно рассмотрим все ошибки, допущенные в разработке TES Online и способах презентации этой игры широкой общественности. Точнее: обсудим, как ZeniMax вслед за BioWare пытаются игнорировать специфику ММО-жанра.
На Е3 я, разумеется, задержался около выставочного комплекса Bethesda. И вот я сидел (а точнее – стоял) и пытался удержаться от зевоты, выслушивая комментарии Мэтта Фирора к 30-минутной демонстрации игры… А когда она, наконец, закончилась, я прослушал множество интервью представителей ZeniMax и Bethesda; все интервью походили друг на друга, как две капли воды.
Я вспомнил, как несколько дней назад главный редактор нашего издания предположил: ZeniMax вовсе не нацеливаются на ММО-игроков. Они рассчитывают, что TES Online привлечет тех ребят, которые так любят эту серию, что ждут ее продолжения вне зависимости от формата.
До чего же знакомая картина… Этой же тактике следовали BioWare, выпуская Star Wars: The Old Republic. BioWare потратили абсурдное количество денег и усилий, чтобы создать то, что, по сути, было просто сиквелом к игре Knights of the Old Republic: они «прикрутили» PvP-сражения, добавили горсточку данжонов, снабдили всё это дело абонентской платой – и выпустили на рынок как ММО.
Сначала я списывал это на скудоумие разработчиков, но потом понял – они всего-навсего решают свои коммерческие вопросы. Сразу же скажу: создателям TES Online не позавидуешь! Еще в 2007 году выход такой игры был бы хорошей идеей, но сейчас при добавлении к названию серии слова «Online» игровая общественность начинает подкатывать глаза и зевать, ведь всё это мы уже видели: и продукт, который получается в результате такого подхода, и подобная маркетинговая стратегия для ММО-сообщества – далеко не новость.
Точно так же дело обстояло со SWTOR – но большинство из нас надеялось на лучшее, потому что, сами понимаете: Звездные войны! BioWare самоуверенно заявляли: мы знаем, чего хотят игроки, и готовы дать им это. На самом деле это означало следующее: «В нашем распоряжении имеется настолько беспроигрышная франшиза, что под ее маркой мы продадим вам любую игру, какой бы она ни была!» И компания пошла по самому простому пути, слегка подсластив свой продукт озвучкой персонажей и кучей историй в духе «вы-тот-самый-избранный-который…»
Oб этом свидетельствуют многочисленные заявления Фирора в духе «создание ММО – это создание ММО» и его самонадеянная присказка «мы знаем толк в ММО, уж поверьте!»
Нет сомнений: он знает толк в ММО, когда речь идет именно об отдельной игре в рамках этого жанра. Но компания замахивается на ММОРПГ, а это – нечто большее, чем массовые сражения при участии 200 игроков. ММОРПГ – это отдельные миры. У них есть своя экономика. Они развиваются, растут, меняются в зависимости от действий игрока.
MMO-игра – это дом для миллионов игроков, которым нужно нечто большее, чем адаптация одиночной игры. Им нужно что-то такое, что заставит их залогиниться в игре – и остаться там на долгие годы, то, чего они не могут найти в одиночных играх (за которые, кстати, достаточно заплатить один раз – и никакой тебе потом абонентской платы!).
Неудивительно, что ZeniMax, вслед за BioWare, даже не пытается ориентироваться на ММО-игроков, которые точно знают, чего они хотят от игр «своего» формата, а еще – знают, что мог бы предложить действительно годный онлайн-проект. Игроки-«одиночники», разумеется, не разбираются в ММО-жанре досконально – и вот потому-то ZeniMax делает ставку именно на них.
Конечно, еще слишком рано утверждать что-то наверняка – а вдруг ZeniMax возьмет и предложит нам какой-то исключительный геймплей? Но всё, что мы видели до сегодняшнего дня, заставляет усомниться в подобном оптимистичном предположении.