Архив Хранителя мудрости — Слова и Мощь
- TES Online
- Новости
- Архив Хранителя мудрости — Слова и Мощь
«Слова и мощь»
Автор: Теленгер Искусник
Являются ли языки Тамриэля чем-то большим, нежели просто удобным средством общения? Во время моих научных изысканий, особенно в отношении загадочных рунных камней, идея об однозначной связи языков и магии появлялась так часто, что её невозможно игнорировать. Быть может, само облачение мыслей в слова тоже является сотворением заклинаний? Здесь я представляю свидетельства, которые способны подкрепить столь радикальную точку зрения, и которые, как я надеюсь, побудят сапиархов Хрустальной Башни рассмотреть мою теорию или отвергнуть её.
Начнём мы с рунных камней, используемых в Зачаровании. Каждый отмечен символом из слогов, соединённых вместе. Поодиночке каждая руна инертна, но её магический потенциал высвобождается при комбинации с другими в соответствии с определённым синтаксисом. Завершённая форма — словосочетание — обладает магией. Необязательно даже полностью понимать этот язык, чтобы раскрыть содержащуюся в нём силу (существует или найдено недостаточно слов, чтобы на нём говорить), но после изучения глифов и комбинирования рунных камней становится возможным уловить достаточно изначальных концепций и успешно их применить. Сам язык безо всяких сомнений фундаментальным образом соединён с магическими энергиями, хотя его происхождение остаётся загадкой.
В качестве отступления, посоветую будущим студентам Зачарования не отчаиваться, если вы встретите руну, которую не сможете расшифровать. Только после повторения уже выученных вами слов и фраз и извлечения рун из глифов вы обретёте знание, необходимое для освоения более сложных рун. Имейте терпение и работайте с другими студентами над созданием и разборкой глифов, чтобы глубже понять их взаимосвязи и истинное значение.
Язык, особенно письменный, обладает огромным значением для альтмеров. Он не только хранит нашу историю, но и охватывает и определяет нашу процветающую родословную, а также удостоверяет, что каждый мер знает своё место в иерархии. Не случайно альтмерское общество наиболее упорядочено и структурировано в Тамриэле, сие есть воля самого Зарксиса. Тайные учёные-жрецы божественного писаря, как говорят, хранят древний язык, давно забытый для всех, кроме их ордена. В «Разговорах с Этимонами-Переплётчиками» Хелаамерила неназванный писарь намекает на существование томов, способных создавать вкусы, запахи и пляшущие изображения, и текстов, который могут быть прочтены любым смотрящим на них, даже неграмотным. Если верить словам Хелаамерила, то это ещё одна форма словомагии.
Задумайтесь над тем, что может казаться привычным: речь прославленного генерала в утро перед сражением, которая воодушевляет солдат на невероятные деяния; песни талантливого барда, которые пробуждают эмоции; голос матери, успокаивающей своего ребёнка. Может ли быть так, что в повседневных проявлениях воли, выражающихся в речи или письме, скрыты следы магии? Кажется возможным, что некие отголоски древней предрассветной силы исчезли не полностью, хотя и стали слабовыраженными. Это подтверждают и другие свидетельства в истории Тамриэля — слишком многочисленные, чтобы упоминать их здесь — и я намерен обсудить эту теорию с коллегами.
Теленгер Искусник отвечает на ваши вопросы:
Я всегда был восхищён Зачарованием и особенно камнями душ. Возможно ли использовать души в камнях другими способами, нежели питание чар и заклинаний? Можно ли извлечь душу и управлять ей вне камня? Безо всяких сомнений, использование магии душ — это задумка Молаг Бала, так почему мы не можем делать то же самое? — Арейнир Огнесердечный.
Хотя в континентальном Тамриэле сейчас активно исследуются захват душ и манипуляции с ними, как здравомыслящий альтмер я не могу потворствовать подобным экспериментам, которые на островах Саммерсет были бы заслуженно запрещены как темнейшая некромантия. Я рекомендую тебе направить огонь в твоём сердце на иные, более светлые стремления.
Я — скромный бретонский боевой маг, и я только недавно стала учиться искусству Зачарования. Мои поиски рун продвигаются медленно, даже несмотря на помощь нанятого ассистента. Мне часто не хватает рун аспекта. С другой стороны, рун сущности слишком много. Ещё у меня есть некоторое количество рун могущества, но их понимание вне моей компетенции. Есть ли у вас какие-нибудь рекомендации для более быстрого овладения этим искусством? — Марола Эпонина.
Ах, юные бретонцы — иногда талантливы, но всегда нетерпеливы. Моим советом будет искать сотрудничество других со схожими интересами, чтобы создать сообщество взаимопомощи — гильдию зачарователей, если вам угодно. Таким образом, вы сможете одновременно заниматься разными направлениями, и в результате знание будет выгодой для всех. Заодно вы сможете обмениваться рунами друг с другом.
Я с огромным интересом изучил ваш том «Загадка рунных камней», однозначно наиболее полный на данный момент источник по этой захватывающей теме. Я очень хочу узнать больше о словах, связанных с рунными камнями. Что это за язык? Я наслышан о теории Нолина Многоцветного, в соответствии с которой рунные камни — это результат эксперимента одного айлеидского волшебника. Но хотя на айлеидском языке «огонь» звучит как «молаг», руна эссенции, связанная с огнём, зовётся «ракейпа». Каково ваше собственное мнение насчёт происхождения рунных камней? — Салагар Фейнн из Гильдии Магов Эвермора.
Это увлекательный вопрос, изучению которого я посвятил определённое время. Исследование рун показывает, что они созданы из повторяющихся символов, каждый из которых представляет собой слог слова. Например, «Джора», никудышная руна, переводящаяся как «развивать», состоит из двух изогнутых штрихов, известных нам как «джо» и «ра». Если добавить «дже», в результате мы получим «Джеджора», слабую руну, означающую «повышать».
Таким образом, названия рун отчётливо образуют связный и последовательный язык, хотя и ограниченный. Главный вопрос — что это за язык? Вот тут-то мы и остаёмся без ответов, поскольку, похоже, рунный язык не произошёл ни от одной известной нам исторической или предрассветной культуры. Моим собственным предположением является то, что это язык, целиком созданный неким зачарователем из Эры Рассвета или целой школой зачарователей, которые не оставили ни одного другого свидетельства своего существования, кроме рунных камней, рассеянных по всему Тамриэлю.
Для дальнейшего чтения:
«Загадка рунных камней»
Автор: Теленгер Искусник
По всему Тамриэлю можно отыскать загадочные рунные камни, чьё происхождение туманно и неясно. Даже их природа и материал являются предметом жарких дебатов между мудрецами Хрустальной Башни. Преподобный Анциринк, Сапиарх Мифоистории, утверждает, что некоторые труднопереводимые отрывки из дневника Торинаана указывают на присутствие рунных камней ещё до того, как Первопроходец приплыл из Старого Альдмериса. Однако, Нолин Многоцветный, Сапиарх Зачарования, настаивает на том, что они датируются ранней Меретической Эрой и являются непреднамеренным последствием пошедшего не так эксперимента какого-то айлеидского волшебника.
Независимо от истины, стоящей за их происхождением, почти все их разнообразные свойства были исследованы поколениями лучших магических умов с островов Саммерсет, а применение в целях зачарования оружия, доспехов и украшений хорошо изучено. В целях общей классификации они подразделяются на три категории, которые мы, маги нашего времени, называем рунами Могущества, Аспекта и Сущности.
В отношении зачарования эти три типа рунных камней могут быть расценены как мистически взаимодополняющие, поскольку простым соединением трёх рун из каждой категории зачарователь может создать «глиф», как мы называем магическую субстанцию, используемую для наполнения предметов волшебной силой.
Тем не менее, хотя мы и знаем способы применения рунных камней для создания магических вещей, загадка остаётся той же — что они из себя представляют? Мы окрестили три их категории рунами Могущества, Аспекта и Сущности — но что это означает? Даже величайший Фарииз Странный, давший им эти имена, даже он, когда его спросили об их значении, лишь пожал плечами и ответил: «Да просто эти имена кажутся мне верными».
Дебаты возникают даже вокруг того факта, что видов камней именно три, поскольку это, похоже, противоречит Теореме Ану-Паду, согласно которой дуальность лежит в основе всего Аурбиса. Камилонве из Лилландрила утверждал невозможность существования всего трёх видов рунных камней и провёл последние две сотни лет своей жизни в поисках четвёртого вида, уверенный, что верной классификацией для этих вещей будет разбиение на взаимосвязанные пары. Он так и не нашёл этого «квартонного камня», названного им руной Живости, но до конца своих дней настаивал на том, что его предположение было обоснованно.
Был ли прав Камилонве? Существуют ли руны Живости, возможно, в том состоянии реальности, которое делает их незаметными для простых смертных? Ответов на этот вопрос пока что не было найдено.