Наличие классов: свобода или ограничение?
- TES Online
- Блоги
- Наличие классов: свобода или ограничение?
Небольшое вступление...
Многие игроки встретили негодованием наличие в игре жёстко заданных классов. Они утверждают, что это не соответствует духу серии и ограничивает свободу в развитии персонажа. Давайте попробуем вместе разобраться, так ли это в действительности плохо, как представляется некоторым?
Классы в серии TES
Начать, пожалуй, хотелось бы прежде всего с того, что классы как таковые в играх серии были всегда и окончательно от них избавились лишь в Скайриме. Давайте не будем лезть в лохматые годы и просто припомним последние три сингл-игры.
Морровинд: выбор класса был, вам предлагали выбрать его напрямую или ответить на вопросы, в соответствии с которыми вам предлагался определённый класс.
Обливион: Класс предлагался вам на основе того, каким образом вы прошли вступительное подземелье. Или можно было выбрать его из списка самому.
В обеих играх класс можно было составить самому. То есть класс был в любом случае (назывался тогда "Авантюрист"), но вы выбирали навыки, которые составляют этот ваш класс.
Скайрим: вот здесь класс как таковой действительно полностью отсутствует.
Классы в TES Online
Как нам уже известно, в игре доступно 4 класса: Рыцарь дракона, Храмовник, Чародей, Меч Ночи.
Нетрудно догадаться каким архетипам хотя бы приблизительно соответствуют эти классы: воин, тамплиер1, маг (широкого профиля) и вор/разбойник, соответственно.
Они же соответствуют и ролям "святой троицы" мморпг: танк, хилер, рдд (магические атаки), дд (мили атаки).
Немного о ролях и "троице" в TESO
Однако, по утверждениям разработчиков, которые подтверждаются счастливчиками, кому уже удалось поиграть в TESO, любую роль "троицы" может взять на себя любой из представленных классов. Это ли не есть свобода?
Так всё-таки, свобода или ограничение?
Начать хотелось бы с прописных истин, известной фразу, но скажу я её своими словами: Свобода - это не тогда, когда ты делаешь всё, что тебе вздумается, свобода - это когда ты человек сам себя ограничивает таким образом, чтобы максимально не нарушить права на свободу окружающих.
Идеальное общество, где каждый ограничивает себя в своих желаниях и не посягает ни на вашу жизнь, ни на ваше имущество и прочее. Иными словами, каждый себя ограничивает в малом, чтобы не нарушались права на свободу других. Но даже в реальной жизни этого нет, поэтому у нас есть службы безопасности, полиция и правоохранительные структуры.
Ограничения жанра
Нет ничего плохого, если в одиночной игре у вашего персонажа максимально прокачены все возможные навыки и способности. Ведь в любом случае, никакого конкурента у вас в одиночной игре просто нет. Не считать же таковыми НПС? А представьте себе мморпг, где у каждого игрока все способности и навыки прокачены максимально? Скучно же, где интрига? Хорошо, вы можете сказать, что должен быть какой-то предел развития в мморпг, при котором игроку не удастся прокачать всё и вся. Но ведь это тоже есть ограничение? Немного другого вида, но ограничение. А если изначально вы потратили очки умений не туда куда следовало и на максимальном уровне вы умеете всего по немного, но нигде не достигли совершенства. Выглядит немного жестоко, на мой взгляд... Ну а в случае если мы раскидаем очки правильно, у нас таки получится какой-то конкретный класс, что нам итак предлагают разработчики. Так что ограничению так или иначе быть, ибо...
Всё-таки баланс...
Хорошо, давайте всё же на минуту представим себе, что прокачать всё-всё нельзя из-за ограниченного числа очков умений, а правильное их распределение целиком и полностью ложиться на совесть игрока. Далее идут мои размышления, т.к. пощупать игру вживую и попробовать все классы у меня возможности пока не было.
Насколько мне известно, у каждого класса есть множество веток/способностей, который он может прокачивать и, как утверждалось в недавней статье, из всех доступных для прокачки веток, полностью изучить можно будет 15 (могу ошибаться, статью или комментарий, в котором это говорилось я не отыскал). Ясное дело, что у каждого класса свои собственные ключевые способности, которые также развиваются. На панели умений можно расположить ограниченное количество этих способностей. Насколько я понимаю, у каждого класса будет своя главная атакующая способность, дополнительная и несколько второстепенных. Таким образом, на хотбаре оказываются ударная способность, вспомогательная и несколько не столь эффективных второстепенных. Не стоит забывать и о ультимативных способностях. А если игроку доступны способности всех классов??? А ведь это онлайн-игра, которая подразумевает общение и взаимодействие с другими игроками, совместное прохождение, а когда каждый игрок самодостаточен, теряется всякий смысл в совместной игре... Также, в случае доступности всех способностей, естественно, от каждого класса будет взята самая полезная и мощная способность. Рассмотрим вариант, когда игрок решает взять основную способность воина, требующую стамину и основную способность мага - магическую атаку, тратящую ману. Вы понимаете, во что это может вылиться? Используем одно мощную способность, пока есть ресурс для ней и переключаемся на другую, когда ресурс кончится. И так ротировать до бесконечности. Так ли нужна эта "битва бессмертных Титанов"?
Можно, конечно, надеяться на честность игроков, но, как я уже упоминал, в нашей реальной-то жизни далеко не все честны, что же говорить о компьютерной игре... В общем, моё мнение, что разделение на классы и недоступность способностей других классов в жанре мморпг необходимо для обеспечения баланса. Что хорошо для сингл-игр - губительно для мморпг жанра.
Так ли всё плохо?
Иметь возможность использовать все возможные способности, бесспорно, очень заманчивая перспектива, но все опасности для мморпг, которые это таит мы уже разобрали выше. Кроме того, я вспоминаю свой опыт игры в предыдущие одиночные игры серии (а именно III, IV и V части). Ну вот не было у меня никакой необходимости прокачивать все способности, максимально прокачены у меня оказывались именно те навыки, которые подходили для стиля моей игры. Ни в одной из игр у меня не было прокачено до максимума абсолютно всё, хотя такая возможность там имеется. Иными же словами, если в одиночных играх серии ваш класс формировался в процессе игры, тут вам всего навсего надо будет определиться изначально, в каком именно стиле вы хотите играть.
Более того, я уверен, что для каждого класса в виде дополнительных способностей будут доступны пусть и не способности других классов, но их аналоги. Вероятнее всего менее мощные, но по сути аналогичные. О чём свидетельствуют слова журналиста из обзора:
В общем-то, моя свобода развития также ничем не ограничивалась. Сохраняя верность традициям Elder Scroll, доступные классы – это не шаблоны, высеченные в камне, а только предложения, и я был удивлен, с какой легкостью смог превратить своего колдуна в лучника, одетого в среднюю броню.
Таким образом, все накладываемые ограничения смотрятся вполне логично, адекватно, объяснимо и органично вписываются в мир игры.
А что можете предложить вы?
Меня полностью устраивает предложенная система. Ещё до анонса игры я думал над тем, как было бы здорово поиграть в TES, но онлайн =) И уже тогда задумывался о там, как же в таком случае правильнее всего будет поступить с классами. В общем-то ничего толкового я придумать не мог и полагал, что оставить систему развития аналогичную одиночным играм серии было бы вполне нормально. Только сейчас, увидев предложенную разработчиками модель и, откровенно, немного разочаровавшись в этом, я серьёзно задумался над этой проблемой и пришёл к тем выводам, которые и изложил в этом блоге.
А какие варианты решения проблем с классами, сохраняющими максимальную свободу и, при этом, не нарушающие баланс и не вредящие жанру мморпг можете предложить вы?