Мнение любителя ТЕС
- TES Online
- Блоги
- Мнение любителя ТЕС
На написание данной статьи меня сподвиг негативный анализ будущего ТЕСО, представленный тут статьями из Форбс и впечатления хейтера . Конечно, каждый имеет право на свою точку зрения, да и моё мнение ни в коем разе не может быть авторитетнее, чем мнение журнала Форбс... или всё таки может? Но обо всём по порядку.
Дотянув до своих middle 20s, я имею в анамнезе (помимо обожания последних 3-х TES) достаточно внушительное портфолио ММОРПГ, с преобладанием классики. Особенно я благодарю судьбу за то, что я успела познакомиться с Ultima Online, хотя это было уже начало нулевых. UO, к слову, до сих пор живёт и здравствует, в чём можно убедиться зайдя сюда, что делает её самой живучей ММО. Ultima Online попала в Книгу рекордов Гиннесса в восьми номинациях, среди которых "Старейшая из до сих пор функционирующих ММОРПГ". В 2012 году журнал Time назвал UO одной из 100 величайших видеоигр всех времен. И я искренне полагаю, что жанру ММОРПГ всё ещё очень и очень далеко до Ультимы.
Жанр обмельчал до, прости господи, корейских однодневочек и социалочек для скучающих бальзаковских барышень. И, руководствуясь логикой людей, любящих посчитать денег в чужом кармане, самая прибыльная для ТЕСО стретегия - это адаптировать Мир Свитков под эту аудиторию, ибо в тренде. В тренде вообще привлекать к ММО тех, кто никогда с ними не сталкивался и ни черта в них не понимает, потому что они - незадействованный капитал. Но проблема даже не в том, что это унизительно для вселенной ES, а в том, что вчерашние школьники и бальзаковские барышни, увлечённо гриндящие своё однообразие сегодня, завтра нет-нет, да и вырастут как игроки. Вкус к книгам, музыке, фильмам, развлечениям, еде в конце концов, становится тоньше со временем, хотим мы того или нет.
Воистину, сон разума порождает чудовищ, и мне доводилось слышать, от т.н. "фанатов ТЕС", что они не знают, что есть другие игры, кроме Скайрима; или что они не читают игровых книг, потому что это долго и нудно. Именно эти ребята и нуждаются в вождении по игре за ручку, их не интересует свобода и живая альтернативная реальность: минимум загруза, максимум экшна + графон. Имея некоторое (весьма посредственное, но я работаю над этим) отношение к геймдеву, мне довелось услышать предложение сделать что-нибудь для аудитории за 60 (sic!), потому что пласт не охвачен. Может и ТЕСО следует под них адаптировать? Ну а фигли? Не охвачен же... а это тоже деньги (зарубежом, по крайней мере).
Все эти адаптации, начиная от школьников, которым нужен f2p, джентльменов, которым не интересно ничего кроме PvP рубилова и заканчивая старушками, нет-нет, да и напоминают мне специальную олимпиаду. Ок, версия для неимущих, что дальше? Версия для слабовидящих? Туго думающих? Ну а фигли? Пласт не охвачен...
И кстати, говоря о f2p модели, не могу не обратить внимание на некую наивность ратующих за оную. Во всех статьях, описывающих, какую ужасную модель монетизации выбрала ТЕСО, упор делается на то, что они иначе потеряют в аудитории. Но как-то умалчивается о том, кто и как на самом деле будет платить за весь этот банкет, потому как лайки на хлеб не намажешь. Даже очень много лайков. В модели f2p большая часть игроков не вносит достаточной суммы для окупаемости игры, за них платит меньшая часть, которая может позволить себе и f2p и подписку. И им, по большому счёту, без разницы. Превосходство f2p модели над подпиской, осуществляется за счёт тех самых копеек, которые нет-нет да и внесут неимущие граждане (на том, как эти копеечки вымогаются я остановлюсь чуть ниже) + переплаты от граждан имущих.
Однако, относя себя к гражданам способным наскрести на подписку, не могу не поинтересоваться: на кой чёрт мне сдался весь остальной, простите, балласт? Т.к. я весьма решительно настроена относительно того, чтобы играть в TESO (это, по-сути, единственная игра, которая меня на данный момент интересует, включая и онлайн и оффлайн), при модели f2p я окажусь в положении дойной коровы, косвенно спонсирующей их возможность поиграть бесплатно. Причём, я сомневаюсь, что большая часть косвенно спонсируемой мной аудитории, будет мне, мягко говоря, интересна.
Но это всего лишь я, голос тонущий в хоре doom speaker-ов. Что же по этому поводу показывает нам UO? Поразительно, но в origin видно, что Ультима не просто на некопеечной подписке (479р/мес), но ещё и предлагает внутриигровые плюшки за реал (например, краска для волос: 129р, т.е. 1/4 стоимости подписки). И что же такого замечательного в этой самой Ультиме? Очевидно, что не графон и не квесты. Может быть то что она просто старая и известная? Заимела когда-то там свою аудиторию и может расслабиться? Да, это всё правильно, но если мы хотя бы ненадолго вынем наши головы из задницы, оторвавшись от подсчёта чужих денег, анализа бизнес-моделей и т.д., то у нас может возникнуть вопрос: а, собсно, почему она старая и известная? Откуда у неё взялась вся та аудитория, на которой она сейчас жирует? И ответ будет очень простой: потому что она офигительная. В ней есть то, до чего современным играм ещё только предстоит дорасти (благо история идёт по спирали): свобода. И в этом они едины с ES.
И я знаю, что немногие ещё помнят, для чего вообще люди когда-то захотели ролевых (удивительно, что это слово вообще ещё присутствует в аббревиатуре) игр: для погружения в сказку, в альтернативную реальность, где ты сам себе господин и можешь творить всё что пожелаешь. Иной, красивый живой мир. Именно живой мир, а не серия коридоров/тропинок, ведущих от одних 50 волков к другим 50 волкам, которых надо набить. И не важно как они на самом деле называются, какого они лвла, какой с них падает шмот и какой моделькой они представлены: это всё те же долбанные волки. И не имеет никакого значения, в каком антураже обставлены эти тропинки и эти волки: хоть космическом, хоть средневековом. Именно по этому никто и никуда не выедет на фанатах вселенной. Нельзя просто взять и натянуть антураж на очередную гриндилку, и сказать, вот мол, новая удивительная игра по Хроникам Ехо. Ты - Макс, вон там - Сер Кофа. Чё тебе ещё надо? Теперь пойди и наруби 50 волков в ближайшем лесу.
И рассуждать подобным образом - это не видеть за деревьями леса. Это касается и производителей ММО и философствующих потребителей.
Ну и да, свобода в частности, подразумевает, что ты можешь одеть что угодно, и над твоим персонажем не написано большими буквами "МАГ" или "ВОР", как и в реальности над людьми не написано "УЧИТЕЛЬ" или "ВРАЧ". И из таких вот маленьких мелочей и состоит Ультима: возможность срубить дерево, развести костёр, построить дом, качать что хочешь и носить что пожелаешь...
Ну и в завершение, хочу добавить ссылку на статью с хабра, где описываются все прелести f2p. Пусть вас не вводит в заблуждение слово "мошеннические", будто бы это относится только к каким-то совсем ушлым негодяйским компаниям. Примеры данных методов можно увидеть хотя бы в той же NWN Online, в которую я недавно поимела неудовольствие поиграть 4 дня.
Так же прошу прощения за снобизм, коим пестрит статья, и, надеюсь, что мой несмешной юмор заставил вас хотя бы разок улыбнуться. Всем добра.